Бихевиоризм, конструктивизм, когнитивизм: что лучше в обучении?
- 18 августа 2022 23:36:10
- Отзывов: 1
- Просмотров: 8681
Получайте наши статьи в мессенджерах
Время на чтение: 7 минут
Читайте в статье:
• Подробное разъяснение по стандартным формам педагогического обучения.
• Бихевиоризм в обучении
• Когнитивизм в обучении
• Конструктивизм в обучении
• Какая из трех теорий лучше и эффективнее?
Преподаватели и научные деятели педагогики занимаются исследовательской и конструктивной деятельностью в образовательном процессе, используя различные теории. Часто обращаются к формам связанных наук, чаще психологии, философии.
Наиболее огромное развитие процесс получил в 20 веке. Именно в то время возникли основные теории педагогики, действующие сегодня – бихевиоризм, когнитивизм и конструктивизм.
Каждая из них является системой представлений о системности образовательного процесса. Они являются подходами, направлениями в обучении.
В этой статье определим основные характеристики каждой теории, ее составляющее место в развитии педагогики в целом.
Курс обучения
Курс профессиональной переподготовки - Педагогика профессионального образования
1. Бихевиоризм в обучении
Теория известна в психологии и педагогике, в переводе с английского означает «поведение». Союзники бихевиоризма утверждают, что основное – это поведенческие реакции на обучение индивида. Задача преподавателя заключается в стимулировании ученика ожидаемых реакций на обучение, формируя поведенческие реакции личности.
В разработке бихевиаризма значительный вклад внесли научные деятели Джон Бродес Уотсон, Беррес Фредерик Скиннер, Иван Сеченов, Владимир Бехтерев, Эдвард Ли Торндайк. Иван Павлов, известный приручением собак реакции слюноотделения при звуке колокольчика, определил понимание условного рефлекса. Оно означает персональную реакцию организма, приобретенную в процессе обучения, отличается от врожденного рефлекса.
Бихевиоризм приобрел популярность в 20 веке. Некоторые методы используются массово в образовательном процессе сегодня. Яркий пример – повторение и закрепление материала. Огромный минус теории заключается в отсутствии понимания, как индивид воспринимает, обрабатывает полученную информацию. Благодаря этому качеству в середине 20 века бихевиоризм уступил место другой теории.
2. Когнитивизм в обучении
Направление, известное в психологии и педагогике, характеризуется мыслительными действиями. Обучение подразумевается системой, которая включает память, мышление, отчуждение, метапознание.
Сторонники подхода утверждают, мозг индивида обрабатывает, формулирует полученные знания на основании конкретных инструкций. Познания являются схемами определенных положений и понятий, которые сохраняются в долговременной памяти индивида. Задача преподавателя при когнитивном направлении заключается в создании и расширении ментальных структур. На образовательный процесс оказывают влияние имеющиеся познания, установки учащихся, уровень развитых навыков.
Когнитивизм берет начало из наработок Германа Эббингауза, теории обучения Вольфганга Кёлера. Особый вклад в развитие внесли исследования Фредерика Чарльза Бартлетта, Ричарда Аткинсона, Ричарда Шиффрина, Жана Пиаже.
Отдельно выделяется теория народного обучения психолога Альберта Бандуры. Сначала теория более склонялась к бихевиаризму, но затем продолжила направление когнитивизма. Индивид имеет способности к обучению при наблюдении за другими людьми, закрепляя в памяти все действия и усваивая поведенческие модели.
В дальнейшем ученый пересмотрел свои взгляды и дополнил направление изменениями, дав ей название социально-когнитивная. Бандура сделал выводы, что большое значение имеет анализ, оценка принимаемой информации посредством мониторинга. Обучение не всегда изменяет поведенческие реакции. Индивид может самостоятельно определять модели, которые ближе и интереснее. Внешние факторы являются второстепенными, основными являются внутренние составляющие личности.
Современные методы обучения используют когнитивные модели. Например, таксономия обучающих целей Бенджамина Блума, теория обучения Роберта Ганье и теория когнитивной нагрузки Джона Свеллера.
У теории имеются отрицательные стороны, которые достаточно серьезные. Когнитивизм не охватывает эмоциональную сферу индивидов при обучении. Эксперименты часто проходят в искусственно созданных условиях, вследствие чего подвергаются критике, насколько действенный метод в реальном процессе обучения.
«Любой преподаватель обязан понимать, что конкретно происходит в голове учащегося»
3. Конструктивизм в обучении
Согласно теории, индивид конструирует процесс обучения самостоятельно. Знания формируются при взаимодействии личности с внешней средой, переработки информации посредством полученного практического опыта. Цель преподавателя заключается в создании определенных условий, способствующих желанию обучающегося в личном поиске информации, на основании личного опыта формировать представления об окружающей среде в целом.
Основоположником направления является Жан Пиаже. Психолог из Швейцарии изучал интеллектуальное обучение, которое переходит в трансформацию полученных знаний. Подход приобрел термин «когнитивный конструктивизм».
Советский научный деятель Лев Выготский утверждал, что обучение является процессом, происходящим при слиянии сообщества с культурой. Его теория социального конструктивизма, в основе которой находились зоны ближнего развития, значительно повлияла на развитие обучения в целом.
Конструктивизм почти не используется в средних учебных заведениях. Его достаточно сложно практиковать, также подходу не достаточно структурированности. Но конструктивизм широко применяется при обучении взрослых людей, которые способны самостоятельно ставить образовательные цели для получения конкретного результата.
4. Какая из трех теорий лучше и эффективнее?
Все подходы регулярно рассматриваются различными учеными и практиками в различных версиях.
Каждый подход в педагогическом обучении отражает одну часть освоения умений:
- Действие по разработанному шаблону, использование стандартных разработок для решения типичных проблем (теория бихевиаризма);
- Адаптация стандартных инструкций для решения конкретной задачи (когнитивизм);
- Разработка и использование новых методов мыслительных процессов и действий при отсутствии алгоритмов (конструктивизм).
Как видим, наиболее действенный способ заключается в выборе стратегии обучения, которая зависит от цели педагогики, уровня ученика, возрастных и персональных способностей. Гибкое сочетание учебной программы, приемов могут повысить эффективность независимо от направления, к которому они относятся.
Хотите узнать больше? Новости из блога в ИПО.