Москва, Дербеневская набережная 11
Приемная комиссия пн-пт с 9-00 до 19-00
Заказать звонок

Что такое ABA-терапия?

  • 26 сентября 2024 10:24:14
  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 2716
  • 0

Получайте наши статьи в мессенджерах   Телеграмм канал | Института профессионального образования   Вконтакте | Институт профессионального образования
Время на чтение: 8 минут


Читайте в статье:

•«ABA» расшифровывается как прикладной анализ поведения или ПАП

•Как проходят занятия АВА?

•Есть несколько форматов занятия:


АВА - терапия – это методика коррекции поведения, который помогает людям с поведенческими и интеллектуальными расстройствами приспособиться к жизни. Специалисты выявляют у детей отсутствующие навыки или нежелательное поведение, и помогают им адаптироваться к повседневной жизни. Чаще всего про ABA-терапию говорят в контексте работы с детьми с ОВЗ, расстройствами аутистического спектра.

Дети учатся новому, чтобы получить похвалу или поощрение. Малыш танцует под музыку – мама улыбается и хлопает в ладоши. Но у детей с аутизмом нет интереса к социальному взаимодействию, поэтому на их поведение сложно влиять. При отсутствии коммуникации с ребенком навыки формируются с трудом, поэтому таким детям нужна ABA-терапия.



«ABA» расшифровывается как прикладной анализ поведения или ПАП


На занятии специалист наблюдает за ребенком, выявляя стратегии поведения, их причины и последствия. Затем АВА-терапевт создает индивидуальный план работы с ребенком, где определяет план коррекции навыков. Среди задач специалиста:

  • скорректировать нежелательное поведение;
  • научить новым навыкам;
  • научить ребенка выражать эмоции;
  • развивать речь;
  • использовать методы альтернативной коммуникации;
  • помочь ребенку адаптироваться в социуме.

Нежелательным поведением в АВА-терапии называют те реакции, которые мешают человеку добиться цели, общаться с людьми, выполнять повседневные задачи. Например, ребенок не умеет есть ложкой и предпочитает есть руками, кусается в детском саду или дерется. ABA-терапист занимается не только с детьми, но и с подростками и взрослыми людьми с РАС. Для пациентов постарше решаются задачи сложнее – планировать бюджет, сходить в магазин.

АВА-терапия требуется детям с РАС, но не всегда для начала занятий нужен серьезный диагноз. Часто к специалисту обращаются родители неговорящих детей для коррекции агрессии, развития навыков самообслуживания и коммуникации.

Методы работы психолога и АВА-терапевта будут отличаться. Разберем на примере агрессивного поведения.

Если ребенок дерется, психолог даст рекомендации проанализировать среду, убрать внешние раздражители, больше гулять и расходовать энергию, показывать мирные способы решения конфликта, давать способы выражать эмоции в периоды злости. ABA-терапевт строит работу иначе: он собирает данные и описывает поведение пациента, узнает подробности ситуации, выявляет триггеры и результаты поведения. Например, если мама не дала конфету, ребенок ударяет ее 2 раза, мама успокаивает его и обнимает. В этом случае агрессия становится инструментом протеста против запрета, тогда специалист подберет метод коррекции и план поведения, чтобы снизить количество триггеров.


Курс - Прикладной анализ поведения (АВА-терапия): коррекция поведенческих расстройств и развитие адаптивных форм поведения

Программа - Подойдет для тех, кто хочет получить новую профессию или повысить свою квалификацию.


Как проходят занятия АВА?


На первой консультации специалист собирает данные о ребенке и его поведении: опрашивает родителей, наблюдает за пациентом, проводит тестирование. Терапевт сравнивает текущие навыки с нормой в этом возрасте и составляет программу коррекции.

На занятиях ребенок по очереди занимается целевой деятельностью и чем-то интересным для себя. Смена деятельности – инструмент мотивации и переключения внимания. Чтобы ребенку хотелось заниматься, нужно его увлечь, заинтересовать, представить терапию как что-то приятное. На первом этапе разрешается использовать в качестве поощрения и угощения, и небольшие подарки. Для формирования навыков и работы обязательно подкрепление, и специалист находит подходящие для юного пациента методы.


Есть несколько форматов занятия:


  • Отдельные блоки. Навык разбивается на разные этапы, и специалист постепенно осваивает их вместе с ребенком. Взаимодействие идет по схеме: запрос – ответ – поощрение. Например, чтобы складывать вещи в шкафу, сначала нужно научиться класть носки в коробку, вешать кофту на вешалку и т.д.
  • Формат цепочки применяется для сложных навыков, которые состоят из комплекса действий. Ребенок учится запоминать и выполнять последовательность. Например, так осваивают процесс одевания на улицу.
  • Смешанные блоки – это смена знакомых и новых заданий. Этот формат эффективен, когда задача тяжело дается ребенку, а для результата важно получать поощрение.
  • Естественная среда. Специалист воссоздает ситуацию в подходящей атмосфере. Например, навык отработан в рамках кабинета, но применять его нужно на улице или в магазине. Тогда следует моделировать ситуацию в близких условиях к реальным.

Родителям важно понимать, что ABA-терапия – это постоянный труд. Для достижения результата ребенку-аутисту нужно заниматься от 10 до 40 часов в неделю. Начинать терапию лучше всего в раннем возрасте: по статистике, если диагноз поставили в 3-4 года и родители сразу начали коррекцию поведения и адаптацию, к 7 годам ребенок может догнать сверстников по развитию. Своевременная помощь помогает детям с аутизмом ходить в общеобразовательную школу или детский сад, общаться с другими людьми. В некоторых случаях диагноз РАС снимают в результате успешной адаптации. Но чтобы добиться таких результатов, нужна ежедневная и кропотливая работа с целой командой специалистов: АВА-терапист, логопед-дефектолог, нейропсихолог, психологом. Родители часто вовлечены в процесс, иногда сами работают с ребенком с помощью онлайн-консультаций. Например, если семья живет в поселке, где нет подходящих специалистов.

ABA-терапия – это не просто методика, а другой образ жизни. Она требует много сил и времени, регулярности занятий. Но при системном подходе ПАП помогает детям с нарушениями коммуникации адаптироваться в повседневной жизни и коллективе. Это шанс вести полноценную жизнь для людей с РАС и ОВЗ. Поэтому родителям особенных детей не стоит опускать руки, а лучше начинать своевременную диагностику и реабилитацию ребенка.




 
Оставить отзыв  ↓
 
Ещё никто не оставил отзывов.
 
 
Оставить отзыв  ↓
 
Ещё никто не оставил отзывов.
 
 

Поступить в ИПО