Геймификация в обучении: как использовать игровые методы на уроках
- 01 октября 2024 10:49:27
- Отзывов: 0
- Просмотров: 743
-
Получайте наши статьи в мессенджерах
Время на чтение: 8 минут
Читайте в статье:
•Методы геймификации на уроках
•Приемы геймификации
•Как применить игровые методы в обучении?
Геймификация в образовании – это внедрение игры в неигровой процесс обучения. За счет введения правил и игровой механики сложное становится простым, а скучное – интересным. Фактически школьные уроки уже геймифицированы: учитель ставит высокие оценки за успехи и низкие – за неудачи, а по итогам учебного года проходят переводные контрольные и происходит переход на следующий уровень. Но такая система мало привлекает учеников – гораздо интереснее оказаться в центре сюжета или сражаться в составе команды против одноклассников.
Игрофикация влияет на мотивацию ученика. Ребенок ощущает свою значимость, видит достижения, чувствует контроль над ситуацией. Игровой формат развивает творческие навыки, лидерские качества, любознательность, минимизирует страх совершения ошибки. Если игра подразумевает разделение на группы, то дети учатся работать в командах, принимать совместные решения, анализировать ситуацию, использовать сильные стороны игроков.
Научиться внедрять геймификацию на уроках можно на курсе «Ведение и развитие учебного процесса с использованием современных педагогических технологий в контексте реализации ФГОС».
Методы геймификации на уроках
Основной инструмент геймификации – игровой сценарий. Он включает в себя сюжет, правила, персонажей, задачи, награды за прохождение. Реализовать сценарий можно с помощью следующих методов:
- Квест – цепочка событий и задач, решение которых приведут к разгадке сюжета. Например, на уроке истории с помощью игры по станциям можно узнать тайну Египетских пирамид или изучить историю создания родного города.
- Конкурс – это соревнование между учениками. Можно провести викторину, творческое состязание по теме урока. Конкурс может проходить в групповом и индивидуальном формате, учитель придумывает сценарий самостоятельно или проводит стилизацию под популярные шоу. Урок окружающего мира можно превратить в шоу «Кто хочет стать миллионером», а старшеклассники могут посоревноваться друг с другом в игре «Самый умный» в качестве подготовки к контрольной по географии.
- Симуляции – это сценарий с погружением в событие. Его можно реализовать на экскурсии или в рамках класса. Учитель проводит театрализованные спектакли, разыгрывает сценки – даже в первом классе дети в День прощания с Букварем могут спасти пропавшую Букву от Кляксы. Для учеников постарше можно выбрать сценарий сложнее: кто из подростков откажется принять приглашение на бал Воланда из романа Булгакова?
Курс - Ведение и развитие учебного процесса с использованием современных педагогических технологий в контексте реализации ФГОС
Программа - Подойдет для тех, кто хочет получить новую профессию или повысить свою квалификацию.
Приемы геймификации
Погружение в игру достигается с помощью элементов игровой механики. Для отслеживания прогресса ученика педагог использует карту прогресса по уровням, бальную систему или личный рейтинг. Чтобы глубже погрузить ученика в игру, можно придумать персонажей, уровни. Все эти элементы помогают поддерживать игровой процесс и отслеживать прогресс участников.
Как применить игровые методы в обучении?
Геймификацию можно использовать в рамках урока, тематической недели, четверти или даже учебного года. Внедрить игру в обучение можно по следующему плану:
- Создание сценария. Проработка сюжета и игровых ситуаций, создание увлекательной истории и интриги, которая будет поддерживать интерес учеников. Сюжет может быть однолинейным или вариативным. Например, ученики выбирают между двумя вариантами действий, которые поведут линию игры в разные стороны.
- Определить цель игры. Ставьте конкретные и достижимые цели, адекватные продолжительности игрового процесса. За один урок ОБЖ нельзя проработать все варианты спасения от пожара, но можно разобрать эвакуацию из здания, чтобы дети запомнили верный вариант поведения.
- Распределение ролей. В командной работе каждый ребенок должен получить свою задачу. В подгруппе должен быть лидер, которого дети выбирают сами, а также должности, соответствующие талантам ребенка. Задача учителя – проследить, чтобы никто не остался без дела и всем было комфортно.
- Продумайте правила и испытания. Обговорите варианты поведения, что можно и нельзя. Каждое игровое событие должно быть связано друг с другом, а его прохождение – ступенька к достижению цели.
- Не обязательно отказываться от гаджетов. Так как смартфон сейчас – продолжение руки подростка, задействуйте и этот инструмент. Пусть дети сканируют QR-коды, скачивают тематические приложения, используют графические редакторы или технологии дополненной реальности. Сделайте телефон средством получения знаний.
Любую деятельность можно превратить в игру. В Татарстане есть экологический проект «Чистые игры», который использует игровые методики для привлечения детей и взрослых к сбору мусора. Участники получают баллы за сортированные отходы, и команда-победитель получает приз. Каждое мероприятие превращается в экологический праздник: проводятся концерты, мастер-классы, викторины, а к месту уборки организаторы организуют трансфер.
Преимущества геймификации в обучении неоспоримы: дети включаются в процесс обучения с энтузиазмом, растет мотивация. Групповой формат помогает наладить общение между учениками, учит командной работе и быстрому принятию решений. Игровые механики учитывают особенности учеников и их интересы.
Минусы геймификации связаны с ошибками педагога в организации. Во время работы в командах может быть аутсайдер, который будет тормозить прогресс игры и вызывать негатив остальных участников. Дети могут жульничать, а само желание победы иногда затмевает интерес к обучению. Задача педагога – предусмотреть варианты развития событий, не переусердствовать с наградами и поворотами сюжета, что требует много времени для подготовки занятия.
Геймификация – это огонек, который разжигает любопытство ученика. У игровых форматов обучения много плюсов, но использовать механики нужно с умом. Игра помогает объяснить сложную тему, отвлечься от рутины и сплотить класс. Сложность реализации стоит того: любому педагогу приятно видеть увлеченных предметом детей.